ВІДОЗВА
"Брати українці!", написана М. Костомаровим, вилучена у М.Гулака під час обшуку в
Олексіївському равеліні 2 квітня 1847 р.
Брати Українці!
От сю розказу полагаючи перед ваші очі, даєм вам уважити, чи добре воно так буде.
1. Ми приймаємо, що усі слов`яне повинні з собою поєднатися.
2. Але так, щоб кожен народ зкомпонував свою Реч Посполиту і управлявся несмісимо з другими, так, щоб кожен народ мав свій язик, свою літературу і свою справу общественну. Такії народи по нашому москалі, українці, поляки, чехи, словаки, хорутани, ілліро-серби і болгари.
3. Щоб був один сейм або рада слов`янська, де б сходились депутати оду всіх Речей Посполитих і там розважали б і порішали такі діла, котрі б належали до цілого Союза слов`янського.
4. Щоб в кожній Речі Посполитій був свій правитель, вибраний на года, і над цілим Союзом був би правитель, вибраний на года.
5. Щоб в кожній Речі Посполитій була посполита рівність і свобода і станів не було овсі.
6. Щоб приймано депутатами і урядниками не породу, не по достатку, а по розуму і просвіщенності народним вибором.
7. До того, щоб віра Христова була основою закону і общественної справи в цілому Союзі і в кожній Речі Посполитій.
Отсе вам, братіє українці обох сторон Дніпра, подаєм на увагу, прочитайте пильно і нехай кожен думає, як би лучше воно було. Як багато голов, то багато розумів, кажуть. Коли ви об сім станете думати, то в той час, як прийде пора говорити об сім, вам Господь Бог дарує смисл і уразумєніє.
ВІДОЗВА
"Братья великороссияне и поляки!",
вилучена у М.Гулака під час обшуку
2 квітня 1847 р.
"Братья великороссияне и поляки!",
Сие глаголит к вам Украина, нищая сестра ваша, которую вы распяли и растерзали и которая не помнит зла и соболезнует о ваших бедствиях и готова проливать кровь детей своих за вашу свободу. Прочитайте послание это братское, обсудите важное дело вашего общего спасения, восстаньте от сна и дремоты, истребите в сердцах ваших безрассудную ненависть друг к другу, возженную царями и господами на общую погибель вашей свободы, устыдитесь ярма, которое тяготит ваши плечи, устыдитесь собственной своей испорченности, предайте проклятию святотатственные имена земного царя и земного господина, изгоните из умов ваших дух неверия, занесенный от племен немецких и романских, и дух закоснелости, вдохнутий татарами, облекитесь в свойственную славянам любовь к человечеству, вспомните также о братьях ваших, томящихся и в шелковых цепях немецких ы в когтях турецких, и да будет целью жизни ы деятельности каждого из вас: славянский союз, всеобщее равенство, братство, мир и любовь господа нашего Иисуса Христа.
Аминь.
СТАТУТ
Кирило-Мефодіївського братства
Главные идеи
1. Принимаем, что духовные и политическое соединение славян есть истинное их назначение, к которому они должны стремиться.
2. Принимаем, что при соединении каждое славянское племя должно иметь свою саостоятельность, а такимит апленменами признаем южно-руссов, северо-руссов с белоруссами, поляков, чехов с словенцами, лужичан, иллиро-сербов с хурутанами ы болгар.
3. Принимаем, что каждое племя должно иметь правление народное и соблюдать своершенное равенство сограждан по их рождению, христианским вероисповеданиям и состоянию.
4. Принимаем, что правление, законодательство, право собственности и просвещение у всех славян должны основываться на святой религии господа нашого Иисуса Христа.
5. Принимаем, что при таком равенстве образованность и чистая нравственность должны служить условием участия в правлении.
6. Принимаем, что должен существовать общий Славянский собор из представителей всех племен.
Главные правила общества
1. Установляем общество с целью распространения вышеизложенных идей преимущественно посредством воспитания юношества, литераткры и умножения числа членов общества. Общество именует своими покровителями святых присетителей славянства Кирилла и Мефодия и принимает своим знаком кольцо или икону с именами или изображением сих святых.
2. Каждый член общества, поступая, произносит присягу употреблять дорования, труды, состояние, общественные свои связи для целей общества, и ежели бы какой член потерпел гоненеие и даже мучения за принятые обществом идеи, то, по данной присяге, он не выдает никого из членов, своих собратий.
3. В случае член попадет в руки врагов и оставит в нужде семейство, общество поиогает ему.
4. Каждый член общества может принять нового члена общества без необходимости сообщать ему об именах прочих членов.
5. В члены принимаются славяне всех племен и всех званий.
6. Совершенное равенство должно господствовать между членами.
7. Так как в настоящее время славянские племена исповедуют розлитчные пероисповедания и имеют предубеждение друг против друга, то бощество будет стараться об уничтожении всякой присьменной и религиозной вражды между ими и распространять идею а возможности примирения разногласий в христианских церквях.
8. Общество будет стараться заранее об искоренении рабства и всякого унижения низших классов, равным образом и о повсеместном распространении грамотности.
9. Как все общество в совокупности, так и каждый член должны свои действия соображать с евангельскими правилами любви, кротости и терпения; правило жке: "Цель освящает средство" общество признает безбожным.
10. Несколько членов общества, находясь в одном известном месте, могут иметь свои собрания и постановлять частные правила для своих действий, но дабы они не противоречили главным идеям и правилам общества.
11. Никто из членов общества не должен об`являть о суцествовании и составе общесвтва тем, которые не вступают или не подают надежды вступить в него.
Примітка: Найдено в бумагах Гулака, а писано рукою Белозерского.
ПОЯСНЕННЯ
В.М.Білозерського
до статуту
Кирило-Мефодіївського братства
Религия Христова дала миру новый нравственный дух, которым он не был проникнут до того времени. Спаситель открыл человечеству любовь, мир и свободу, равенство для всех и братство народов ит новые цели, указанные народам для осуществления в них великих идей человеческого единства.
Но приняли ли народы это благовестие? Почувствовали ли они все благо, какое привносилось в их жизнь новыми лучами божественной жизни? Да и моглоли быть иначе: народы, как вянущийф цветок, жаждали небесной росы, которая облегчила бы их страдания.
Те, в руках которых лежит власть и возможность творить небесную правду, исполнили надежды подчиненных народов? Призванные для братской любви и свободы, стремились ли они к утверждению оных между братьями?
Проходит 18 веков и мы этого не видим.Народы по-прежнему страдают от неправды, по-прежнему угнетаются. Счастливы те, у которых сознание своей национальности столь сильно и ствердо, что неикакая внешняя сила не в состоянии покорить силы духовной; народ сохранит тогда и свою самостоятельность и свободное развитие: и вот цель, к коей должен стремиться всякий народ, ибо горе понесшему иго!
Едва ли есть еще другой народ, испытавший больше страданий и притеснений от неправильных, языческих оснований правления, чем славянский народ, который, по словам немца, достоин бы обажания всего света, если бы его счастье, его доля была соразмерной с его добродетелями. Еще и теперь продолжается тот же гибельный для славянского духа порядок, но славяне уже пробудились для новой жизни, для жизни самобытной и свободной. Но это пробуждение открыло им и новую жизнь и горестное положение, которое мешает их развитию: нося зародыш всего прекрасного, все (они) подавляются самовластным произволом. Ни их политическая самостоятельность, ни свободное выражение мыслей и чувств, ни даже самый язык не находит себе покровительства закона; всеосуждено на преследование, все подавляется личным произволом. В таком же ужасном положении нахродится и наша свет-Украина, страна, заслужившая своими горькими страданиями за првду вечное уважение. Присоединенная на основании своих собственных прав, она претерпевает множество несправедливостей. Права ее забыты -и теперь не как сестра единоверного народа, а как раба она должна сносить все, что только есть горестнейшего в жизни народа. Ее судьба, ее будущность -на весах божих; но если долго продолжится настоящий порядок, когда ничто украинское не уважено, когда на нас набрасывают чуждое ярмо, когда "мы, о Боже мой! -как чужестранцы в своей древней дедине, в своем собственном отечестве", то Украинаывв должна будет погубить свое народное-деловое достояние и превратиться в нового недоляшка. И неужели в этом совершится божья правда? Неужели мы своей жизнью заслужили такую низкую участь? Нет, но мы заслужим ее, если предадимся бездействию, когда будем спокойно глядеть, как убивают при наших глазах величайший дар божий - жизнь народную, с ее духом - идеею, с ее целью, к которой она должна направляться. "Любить и защищать более жизни своей, щодить и не угнетать чужого - есть священная обязанность как всякого человека, так и народа, достигших уже нравственного самосознания себе и своего назначения". Как верные граждане, как верные сыны своей родины, одушевленные желанием ей всякого добра, и сознавая, что оно возможно только при выполнении завещания нашего божественного спасителя, мы должны стремиться к осуществлению в ней божьей правды, к воцарению в ней свободы, братской любви и народного благосостояния, независитмого развития той идеи, которая вложена творцом в натуру нашего народа.
Ясно, впрочем, что отдельное ее суцествование невозможно; она будет находиться между нескольких огней, будет теснима и может претерпеть горестнейшую участь, чем потерпели поляки. Единственное средство, представляющееся уму и одобренное сердцем для возвращения народніх прав, заключается в соединении славянских племен в одну семью под ахранением закона, любви и свободі каждого. Соплетшись руками дружбы, они защитят себя от всякого варвара и возвратят свои права для того, чтобі, развив в свей жизни идеи общині христианской, привнести их в жизнь, потерявшей главнейшую общественную подставу, -религию и опять явиться в Европе с новім благом, которое ей доровала. Как и прежде, задачей их біло распространение мирной земледельческой цивилизации, человеколюбивых нравственных понятий; как прежде она смягчила нравы воинственных народов, так и теперь они смягчат раздраженных бедствиями души народов, разрешением соцыальных задач, возвращением блага, указанного спасителем.
К этому должны стремиться все наши действия, все наши желания, и так как зародышем всякой перемены должно быть общество, которое только и может привести в исполнение известную идею, то и мы будем составлять общество на следующих основаниях:
1. Так как целью обществап будет возвращение славянским народам их самостоятельности и нравственной свободы, то кождый член должен стараться распространять правильные идеи о свободе, основанной на христианском учении и на народном праве.
2. Так как эта свобода достижима для нас и других покоренных нлемен только при соединении славян в одно государство, основанное на уважении народности каждого, то члены длжны распространять:
а) познания о славянах и о праве каждого из их племени на самостоянельность;
в) пробуждать любовь к славянам и их народности и уничтожать разными средчтвами всякое предубеждение, существующее между племенами;
с) распространять пам`ятники, пробуждающие народность и сознание взаимного братства.
Если член общества заметит в ком-либо из людей благомыслящих стремление, сообразное принятому, то может принять его в число членов, но при этом должно:
3. Открывать о существовании общества только тем, которые, сознавая важность его действий и направления, в основании души своей имеют чистые христианские побуждения и неподозрительную совесть.
4. Стараться наименования тех лиц, которые приняты в общество.
5. Действовать на умы молодых людей и женщин с целью, принятой обществом, и помагать всеми средствами тем из них , которые мокут быть полезны, для приготовления общества к новому порядку, который наступить может. Должно действовать на ум женщин с целью указать им воспитание в дузе славянской идеи.
6. Стремиться к определенной цели твердо, прилежно, осторожно и спокойно и ни в каком случае не показывать вида боязни, не подавать обыкновенным людям повода думать, что говорится и действуется в противном настоящему порядку.
7. Должно сближаться с народом, заботиться о его образовании и благосостоянии и обнадеживать его возможностью перемены существующего порядка.
8. Подкапывать всеми средствами несправедливые права аристократии и говорить больше о тех лицах, которые к ней не принадлежали или же действовали сообразно с демократическими правилами.
9. Так как побуждения даного общества основаны на христианской любви и свободе, то нужно стараться, чтобы и самое достиженние равенства и достоинства прав человеческих совершилось в духе кротости и миролюбия. Посему главной целью поставить себе должно распространение образования и идей Христовых.
10. Знакомые взаимно члены общества должны стараться иметь хоть однажды в год (если не все, то по крайней мере, некоторые) съезд в избранном каком-либо месте для взаимного совещания и отчета в своих действиях.
11. Так как цель общества основана на христианской любви и самых благородных целях и побуждениях, которые не имеют в себе ничего эгоистического и панского, а, напротив, должны привкести к возвращению народных прав и уничтожению всего несообразного с достоинством человеческим, то каждый член должен стремиться к осуществлению славянской идеи во весь век свой, употреблять все средства, какими он обладает, на служение человечеству и своему народу и быть готовыми даже пострадать за правое дело. Примеры христианского самопожертвования и саоотвержения должны укрепить и научить его, надежда на бога должна сопутствовать ему, любовь к народу пусть утешает его.
Наше празне место на нас чека,
Іерь е дошла доба сдавске века.
Единодушие и взаимнаялюбовь, которая николи же не отпадает, должна соединять нас. Пусть нас радует мысль, что при наших усилиях придет пора, когда славяне, распри порзабыв, в великую семью соединяться, верніе богу и братскому союзу, и тогда процветет то благо, тот мир и свобода, которые завещаны нашим спасителем.
На великом судилище народов с честью и славой предстанут славяне и смело укажут на плоды своего самобытного существования, если они к нему стремились и его желали.
Ни одно из славянских племен не обязано в той мере стремиться к самобытности и возбуждать остальных братьев, как мы - украинцы.
В прошедшей жизни своей мы видим пример и плодов рабства и постоянства в борьбе за свободу прва и за веру Христову. И если мы, сознающие важность подвига своих предков, остаемся спокойными свидетелями неправды, если нас не научит пример погибших народностей, если мы не позаботимся о своем наследии, то по справедливости нас постигнет подобная же участь.
Нет! Мы будем беречь народное согровище, беречь его для лучшей будущности.
|